Фокус-группа «Зачем сегодня ходят в библиотеку?»

Картинки по запросу фокус группаВ апреле 2016 года специалисты методико-библиографического отдела предложили жителям города, в числе которых студенты специальных учебных заведений, люди среднего и пожилого возраста,  принять участие в фокус-группе «Зачем сегодня ходят в библиотеку?» Было проведено два социологических исследования.

По  мнению респондентов, «библиотека – это знания и достоверная информация,  книги и  общение, место для души, положительных эмоций и любимый досуг». Представители старшего поколения могут получить в библиотеке помощь в подготовке домашнего задания с детьми школьного возраста, а молодёжь считает, что «здесь можно заниматься, чем планировал и тебя никто не будет отвлекать». Отрадно то, что некоторые респонденты, посещая массовые мероприятия в библиотеках, отмечают, что участие в них подталкивает к чтению литературы по той или иной теме.

На вопрос о том, чем отличается библиотека сегодня от библиотеки второй половины XX века, мнения участников опроса разделились. Некоторые из них считают, что библиотека сегодня мало изменилась, однако другие отмечают более широкий спектр функций и услуг, наличие компьютерного оборудования, электронных ресурсов и бесплатного доступа к сети Интернет. Наряду с этим, представители старшего поколения подчеркнули важность печатной книги для детей любого возраста. Читатели центральных библиотек отмечают современный дизайн и наличие новой мебели.

 Среди ресурсов и услуг наиболее популярными, по мнению респондентов, являются: бесплатный доступ к книгам и сети Интернет, получение информации из правовой базы данных «Консультант Плюс», ксерокопирование и сканирование документов, организация кукольных спектаклей для воспитанников детских садов и ребят младшего школьного возраста. Хорошо зарекомендовали себя и такие акции, как «Книга в  подарок библиотеке» и  «Буккроссинг учебной литературы».

Участники опроса согласились с тем, что потребности читателей меняются в зависимости от возраста, но если старшее поколение считает чтение приятным досугом, то молодёжь чаще всего обращается в библиотеку по необходимости. Вопрос задел за «живое»,  прозвучала критика в адрес системы образования, когда преподаватели литературы не дают детям рекомендательные списки по чтению, а при изучении классики считается достаточным знакомство с произведением в кратком изложении. Утрачены традиции семейного чтения. Всё это ведёт к тому, что у детей отсутствует образное мышление и как следствие утрачивается интерес к книге.

    Анализируя ответы, можно сделать вывод, что при организации массовых мероприятий, в первую очередь, предпочтение нужно отдавать таким формам работы, как громкие чтения, читательские конференции и обсуждения, презентации книг и беседы о прочитанном, библиографические обзоры и беседы у книжных полок, а на библиотечных уроках  больше внимания уделять развитию культуры чтения.