Юрий Яковлев

Моя книжная полка или мое открытие книги

Я детский писатель и горжусь этим званием. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях я всегда стараюсь разгадать завтрашне­го взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства.

                                                                                                       Ю. Яковлев

         Удивительные иногда с нами происходят вещи! Сколько себя помню в библиотеке, столько и стоят на полке книги Юрия Яковлева. Стоят совсем рядом, только руку протяни.… Но читать детскую литературу, пусть даже и не прочитанную в детстве, нам кажется не солидным, да и не нужным. Но однажды, один ученик попросил написать анализ рассказа Яковлева «Рыцарь Вася». Так произошло мое знакомство с замечательным детским писателем и его творчеством и книга Юрия Яковлева «Последний фейерверк» заняла почетное место на «моей полке» в «моей библиотеке».  Сейчас я возьму ее с полки, чтобы рассказать вам о замечательном человеке и писателе и его творчестве знакомом каждому (!) и незнакомом.

         Юрий Яковлевич Яковлев родился в Ленинграде в семье служащих. С детства и до пос­ледних дней он был привязан к матери. В годы войны она погибла от голода. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну. Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли».

         Шесть лет Яковлев служил в армии, был зенитчиком, защищая Москву. Позднее он напишет мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе: не смог друг убитого на войне солдата окончательно добить его мать известием о гибели сына («Сретенские ворота»). Не мог «мальчик с конь­ками» бросить умирающего человека, бывшего солдата, которому стало плохо на улице, хотя человек был незнакомый, а мальчик очень торопился на каток.

         В Литературный институт Юрий Яковлев пришел в солдатской шинели и окончил его в 1952 году. Ко времени окончания института он был уже автором нескольких поэтичес­ких сборников, членом Союза писателей. Прозаиком Юрий Яковлевич стал в 1960 году, написав рассказ «Станция Мальчики». Если наставником начинающего поэта были М. Светлов, Н. Тихонов, А. Барто, то его учителями-прозаиками были и другие люди: «Кто был тем стрелочником, который вдруг перевел в моей жизни стрелки с пути поэзии на пути прозы? Может быть, мой за­мечательный сосед "по лестнице" Рувим Исаевич Фраерман и его поразительная "Дикая собака динго". Может быть, мой старший друг Яков Моисеевич Тайц, автор тонкого поэ­тического рассказа "Негасимый свет", или просто пришло время?»

         Сюжеты его рассказов - знакомые эпизоды из жизни подростков. Герои - мальчиш­ки (нередко и девочки) - «рыцари», правдоискатели («А Воробьев стекло не выбивал», «Всадник, скачущий над городом», «Рыцарь Вася», «Собирающий облака»). После «Рыцаря Васи» я прочитала и другие не менее человечные рассказы, помещенные в книгу, но мальчик Вася, этот неуклюжий мечтатель навсегда остался в моем сердце.

         Рассказы Юрия Яковлева обращены к детям, но, поверьте мне, уважаемые взрослые, и нам не мешает прислушаться к голосу автора. Ведь в своих произведениях он осуждает бестактное отношение взрослых к первой любви («Гонение на рыжих»), жестокость по отношению к животным («Он убил мою собаку»). Особенно знаменит рассказ «Гонение на рыжих», в нем столько проблем, что хватило бы и на роман.

         Очень много у писателя произведений о взаимоотношениях человека и животных. Он решительно проводит прямую линию от отношения человека к живой природе, к его характеру и душевным качествам. Писатель уверен, что доброта по отношению к живому существу и мужество - поня­тия одного ряда.

         Любимый жанр писателя - рассказ. Но он написал и сказку «Старый трамвай», где доживающий свой век трамвай, когда в этом есть нужда, один, без помощи вагоновожа­того, отвозит людей туда, куда им обязательно нужно попасть. Были в его творчестве и публицистические произведения («Саманта»). Написаны сценарии к 15 полнометражным фильмам и к мультфильмам «Умка», «Белая шкурка», «Бабушкин зонтик».

         В конце своей жизни он написал совершенно новую для себя «мистерию». Она посвя­щена четырем девочкам: Тане Савичевой, Анне Франк, Сатаки Садако и Саманте Смит. В мистерии есть и отрывки из дневников девочек, и их мысленные диалоги с традицион­ными персонажами мистерии Арлекином и Пьеро, которые время от времени снимают маски и оказываются обыкновенными мальчишками - нашими современниками. Временами, когда хочется особенно подчеркнуть какую-нибудь важную мысль, пи­сатель и сам становится действующим лицом мистерии.

         Дорогие взрослые, приходите в библиотеку вместе с детьми. Не бойтесь возвратиться в свое детство, ведь это самая прекрасная пора нашей жизни.